Эх, а раньше все было проще... , или нет. Вот в моё время, а это 12 лет назад, когда я только начал играть за персонажа по имени Коллбъёрн в ролке магическо-средневекового формата. Название не скажу, хе. Там не было кубовой боёвки. Сугубо логика, три хода и умение человека. Расы - человек, орк, эльф, гном - стандарт, бери на здоровье. Хочешь что-то круче, по типу дракона, будь добр экзамен сдать. А потом 2 месяца под патронажем ходи, дабы херни не творить. Классы, тоже самое. Маги большая редкость и кабину могут снести любому, если опытный. Эх, лимиты на посты в клане... 2000 слов и больше. Но не суть. Так вот артефакты там тоже вязались к логике физического мира и не могли превращать перса в полубога, но... Не скажу, что таких не было. магические делились так же по рангам от 1 до 5. Каждый из них давал плюшку и небольшой дебафф. Лакомым же куском всегда были 6 или Проклятые. Достать такой само по себе приключение на небольшое произведение, а использовать - уххх. У них было скрытые свойства, точнее- несколько, и знал о них только ГМ. И когда ты его юзал, могла просто отвалиться рука, блокировка умений на 10 постов вперёд и так далее. Такие вот дела.